ЕНВД: быть или не быть?
  1. Главная
  2. Новости
  3. Pro бизнес
  4. ЕНВД: быть или не быть?

ЕНВД: быть или не быть?

17 Августа 2020
432

В правительстве не поддержали продление ЕНВД на три года. Что будет с налоговым режимом?


В конце июля увидел свет новый законопроект с поправками в Налоговый кодекс и закон «О банках и банковской деятельности» с предложением продлить для малых и средних предприятий действие режима ЕНВД до 2024 года. В правительстве сразу дали проекту от ворот поворот, тем не менее, он отправился на рассмотрение в парламент.

kodex.jpg

Единый налог прикажет долго жить?

Напомним, министерство финансов анонсировало отмену с 2021 года единого налога на вмененный доход, чем вынудило предпринимателей спешно решать, на какие налоговые рельсы поставить свое предприятие в следующем году — ПСН, УСН или ОСНО. «Вмененка» в 2020 году действует, но уже в усеченном виде. Так, больше не имеют права применять ЕНВД розничные торговцы обувью, меховыми изделиями, продавцы лекарственных средств (ст. 2-3 Федерального закона от 29.09. 2019 №325-ФЗ). В минфине отмечают, что срок действия режима и так закончился бы в этом году (закон от 29.06.2012 №97-ФЗ) и, хотя вопрос о его продлении и рассматривался чиновниками как одна из мер поддержки в условиях пандемии, продление ЕНВД назвали неактуальным.

Однако с отказом чиновников сохранять за предприятиями право на "вмененку", дискуссия на эту тему не прекратилась. И попытка запрыгнуть в уходящий поезд все же была предпринята. Созданный в июле законопроект о продлении ЕНВД для отдельных видов деятельности до 2024 года в первых числах августа поступил на рассмотрение в Госдуму. 

В пояснительных документах авторы, ссылаясь на оценки экспертов и мнение большинства регионов сообщили, что отмена ЕНВД негативно скажется на развитии экономики и состоянии региональных бюджетов, поскольку этим режимом пользуется треть всех субъектов МСП (2 миллиона предпринимателей из 6 миллионов), обеспечивая работой не только себя, но и еще 6 миллионов работников. По мнению инициаторов проекта, с отменой ЕНВД у предпринимателей появится масса проблем: вырастет налоговая нагрузка на бизнес в 1,5-10 раз, у предпринимателей появятся дополнительные расходы на приобретение онлайн-касс, оборудования для маркировки, ведение отчетности, что существенно снизит рентабельность предприятий и приведет к многочисленным сокращениям работников, закрытию компаний, и, в конечном итоге, к росту цен. Несвоевременность этой меры авторы также обосновывают и тем, что многие предприятия пострадали из-за коронавируса (общепит, индустрия красоты, мелко-розничная торговля, сфера грузовых и пассажирских перевозок) и удар по привычной налоговой схеме может стать для них решающим.

В качестве примера социально-экономических последствий отмены ЕНВД эксперты приводят результаты опроса предпринимателей одного из регионов. Исследование показало, что большинство из них (53%) с отменой ЕНВД намерены прекратить свою деятельность, а 30% — продолжить работать без образования юридического лица или ИП. Воспользоваться альтернативными налоговыми режимами согласны только 15% опрошенных, еще 0,9% признались, что с отменой ЕНВД им придется сокращать численность сотрудников. Кроме того, ЕНВД — один из немногих налогов, 100% доходов от которого подлежит зачислению в местные бюджеты. Это особенно значимо для муниципалитетов, где плательщики ЕНВД являются основными работодателями. Также одномоментная отмена ЕНВД может повлечь за собой потерю местными властями рычагов воздействия, позволяющих стимулировать развитие предпринимательской деятельности, в частности, путем установления налоговых льгот, говорится в пояснительных документах. Таким образом, полноценной альтернативы ЕНВД, по мнению авторов законопроекта, на текущий момент нет, а существующие специальные режимы (УСН, ПСН) нуждаются в доработке.

Проблема решена. Специальный режим не нужен

Правительство проект не одобрило. В своем заключении, чиновники указывают, что система ЕНВД вводилась в условиях отсутствия контроля за реальными доходами налогоплательщиков по отдельным видам предпринимательства и, как следствие, отсутствия возможности определения документально подтвержденной налоговой базы. Но с сегодняшним уровнем налогового администрирования, в том числе за счет обязательного применения ККТ при расчете с покупателями, проблема получения информации о реальных доходах предпринимателей решена.

По мнению властей, субъекты МСП могут выбрать один из альтернативных режимов с учетом осуществляемой деятельности, в том числе упрощенный режим налогообложения. И этого будет достаточно. Тем более что последние нововведения изменили критерии применения УСН, и утратившие право на применение «упрощенки» предприниматели попадут под действие переходного налогового режима (тоже в рамках УСН). К примеру, организации на УСН, чей доход за отчетный (налоговый) период оказался выше 150 млн рублей, но не достиг 200 миллионов, останутся на «упрощенке», но платить налоги будут по повышенной ставке.(Подробнее читайте в материале: "Уложиться в 200 миллионов")

Несмотря на категоричную позицию властей, документ был отправлен в профильный комитет Госдумы по бюджету и налогам. Что в итоге будет с ЕНВД — пока не известно. Но, судя по всему, шансов на жизнь у этого режима маловато.


Затрудняетесь с выбором режима налогообложения? Поможем выбрать оптимальный вариант для вашего бизнеса! 


Нажмите для звонка
+7 985 101 58 00